Прием по записи: класс первый
Только в России из начальной школы сделали университет
(Владивосток, 3 мая, "Здоровье-ДВ", Мария ТРОФИМОВА). Чтобы
сориентироваться в образовательном пространстве, родителям будущих
первоклассников предстоит понять, какие именно школы расположены
поблизости от их дома. Информация об этом размещена на сайтах
управлений образования. Там указаны не только адреса и телефоны, но и
все особенности школ: полного дня, школа здоровья, экстернат, все
«углубления» и т.п. А еще в Интернете легко найти их рейтинг. Правда,
это уже будет информация не официальная, а сугубо субъективная. — Но
важно понимать, – предупреждает Анастасия Холопова, заведующая
Лабораторией начального образования Методического центра Управления
образования ЮЗАО, – что безусловное право на зачисление ребенок имеет
только в ту школу, к которой приписан. Ее уровень вас не устраивает?
Увы! В любую другую его могут взять лишь при наличии свободных мест. А
вот выбрать учителя – это вполне по силам родителям: практически в
каждой школе хоть два первых класса в параллели да существуют. Как
выбирать? Физиологи на этот счет дают интересную рекомендацию: для
успешного взаимодействия учителя и ученика их темпераменты должны
совпадать! Так что есть смысл поговорить с будущей учительницей
ребенка. И если у вас выросло медлительное чадо, напористый и
энергичный педагог с быстрой речью ему просто противопоказан – стараясь
«попадать» в чужой темп, к 5-му классу школьник наверняка выдохнется.
Организация процесса
Как
учиться ребенку – по четвертям или триместрам, 5 или 6 дней в неделю?
Эти решения, согласно Закону «Об образовании», принимает школа. И
половина из них сегодня уже перешла именно на триместры. Смысл
триместров в том, что при равномерном распределении учебного времени (5
рабочих недель – неделя каникул) легче проводить аттестацию школьников.
Впрочем, для начальной школы, уверяют психологи, предпочтительнее
четверти. Ведь тогда итоговые оценки ставят исключительно перед
каникулами. И ребенок успевает отдохнуть, забыть неудачи и начать «с
чистого листа». А вот пятидневка в 1-м классе – явление обязательное.
Зато со 2-го класса возможны варианты – все зависит от методики
преподавания. Системы Эльконина-Давыдова, Занкова, Петерсон, «Школа
2100» – от этого разнообразия у родителей порой голова идет кругом. А
ведь для своего ребенка хочется самого лучшего…
Регулируем нагрузку
—
Да это только в России из начальной школы сделали университет! –
возмущается доктор педагогических наук Галина Коджаспирова. – А ведь
задача не в том, чтобы за 4 года научить ребенка на всю оставшуюся
жизнь! Задача начальной школы – заложить основы умения учиться. То
есть, во-первых, слушать и слышать учителя. Понимать, о чем тебя
спрашивают, что тебе задают. Во-вторых, уметь выражать свои мысли
вслух: отвечать на поставленные вопросы и формулировать собственные.
Да, существует несколько программ обучения. Но, выбирая из них,
родители должны реально оценивать возможности и своего ребенка, и свои
собственные. Так, методика Занкова предполагает очень продвинутую
подготовку ученика. Плюс постоянное внешнее сопровождение – плотное
участие родителей в процессе обучения. При этом нужно быть уверенным,
что учитель, который будет преподавать по этой методике, владеет ею в
совершенстве. По системе Эльконина-Давыдова можно учить любого ребенка
с сохранным интеллектом. Но! Методикой владеют единицы. Ведь учитель,
наученный по традиционным методикам, сам не сможет думать нестандартно.
Более того, не у каждой программы есть продолжение в средней и старшей
школе. Не везде есть и учителя, способные продолжать учить по тем же
методикам, по каким детей учили в начальной школе. И тогда все
бессмысленно. Вывод: нужно искать опытного, грамотного учителя. Такой и
по стандартной методике прекрасно научит!
Кстати говоря…
В
расписании начальной школы есть 9 обязательных предметов: русский язык,
литературное чтение, математика, физкультура, музыка, изо, окружающий
мир, труд и иностранный язык (в тех школах, где его углубленно
изучают). Администрация школы имеет право этот список расширить, но не
более, чем на 3 предмета. И желательно, чтобы в 1-м классе это был не
иностранный язык – ведь специалисты утверждают, что его лучше начинать
учить на год позже, чем родной.
Долой самодеятельность!
Пятилетний
Тема – гордость семьи: он уже сам умеет читать! — Хоть сейчас в школу!
– умиляется дедушка. — Плохи дела! – огорчаются опытные педагоги
начальных классов. Оказывается, читающие дошкольники – это не очень
здорово. — Доморощенные способы учить чтению дают плохие результаты, –
утверждает Галина Коджаспирова. – Дети не слышат звуков, не понимают
конструкцию языка. Между тем, квалифицированный учитель за 3 месяца
научит ребенка читать осмысленно. Более того – дети, научившиеся читать
в школе, пишут более грамотно. Кстати, в Департаменте образования
Москвы уверяют: на собеседовании при поступлении в школу никто и не
требует от ребенка умения читать, писать, считать. Ведь на
психологическую и физическую готовность к школе эти навыки никак не
влияют.
Мама в роли учителя
— А я свою дочку вообще в
школу не отдам! – говорит мама девятилетней москвички Даши. – Мы с ней
сами дома занимаемся. Семейное обучение – это еще одна законная
возможность получить образование. Родителям достаточно написать
соответствующее заявление и заключить договор со школой, где им выдадут
все необходимые учебники. И где ребенок будет время от времени
проходить аттестацию. Правда, с семейным образованием берутся работать
не все школы. Узнать, где вас готовы взять под крыло, можно в
управлении образования. На традиционную форму обучения можно потом
перейти в любой момент.
«А мне еще и петь охота…»
В
городе Каменки Пензенской области при школе № 9 уже 14 лет существует
ансамбль эстрадного танца «Школьные годы». Для наиболее талантливых
детей он становится путевкой в жизнь – десятки выпускников этой школы
получили профессиональное хореографическое образование. Впрочем, более
или менее качественные кружки и секции сегодня работают при каждой
школе. Они приходятся очень кстати тем родителям, у кого нет
возможности возить ребенка куда-то еще. А еще лучше в этой ситуации
подойдет школа полного дня – там учебная и неучебная программы удачно
сочетаются. Впрочем, психологи советуют родителям не слишком
усердствовать с дополнительным образованием ребенка. — Дайте своему
первокласснику хотя бы год на то, чтобы просто освоиться в школе, –
призывает кандидат психологических наук Игорь Мережко. – Более того,
если в жизни ребенка уже есть музыка, спорт или иные увлечения,
убедитесь в том, что ему под силу справиться с возросшей нагрузкой.
Возможно, каким-нибудь «кружком по фото» придется и пожертвовать.
Портрет идеала
Какая
же она, идеальная школа для первоклассника? — Начальная школа должна
быть отделена от средней и старшей. Идеально – отдельное здание. Или
хотя бы отдельное крыло или этаж. — Отдаем предпочтение школе, где
применяются здоровьесберегающие технологии: ЛФК, массаж, ингаляции. Или
хотя бы постоянно дежурит врач. — Качественные школьные завтраки и
обеды – важная составляющая приличной школы. — При школе работают
квалифицированные педагоги дополнительного образования: музыканты,
хормейстеры, художники, спортсмены. — Важно: организация учебного
процесса должна совпадать с физиологическими особенностями ребенка.
Подробности – у директора Института возрастной физиологии Марьяны
Безруких.
Факты
* В первый класс принимаются дети с 6,5 лет.
* При поступлении в школу любые виды испытаний (экзамены, тестирования)
запрещены. С ребенком лишь проводят собеседование, чтобы определить
степень психологической готовности к школе. Причем в присутствии
родителей. * При поступлении в школу с углубленным изучением
предметов приоритетом пользуются жители близлежащих домов и те, чьи
старшие братья и сестры уже учатся в этой школе. И выпускники
дошкольных учреждений, с которыми школа заключила договор
преемственности. Важно: в медицинской карте будущего первоклассника
должна быть только первая группа здоровья, потому что в таких школах
увеличена нагрузка и сетка часов больше, чем в общеобразовательных.
Детей из другого микрорайона берут только на вакантные места. * В
каждом окружном управлении образования существует комиссия по
рассмотрению заявлений родителей при отказе приема в первый класс.
* Если родители будущего первоклассника прописаны в другом городе или
являются гражданами другого государства, ребенка в школу все равно
примут. Либо по месту регистрации, либо (при ее отсутствии) направление
в одну из школ дадут в управлении образования. * Если ребенку не сделаны профилактические прививки, ему не оформят медицинскую карту. А без нее не возьмут в школу. * С этого года гимназии начинают работать с 1-го класса (раньше – только с 5-го).
|