"АКОС" оспаривает решение приставовОператоры связи считают, что сотрудничать с судебными исполнителями им запрещает закон
Руководство "АКОСа" несогласно с решением Приморского краевого
суда, который разрешил местным судебным приставам списать долг с
мобильного счета абонента компании. Как сообщил в ходе интернет-конференции
на РИА PrimaMedia генеральный директор ЗАО "АКОС" Дмитрий Темченко,
оператор обратился с надзорной жалобой в Президиум Приморского краевого
суда. Если эта инстанция не отменит вынесенные ранее определения,
компания будет обращаться в Верховный суд РФ.
Гендиректор "АКОСа" напомнил, что порядок списания средств с
абонентского счета за долги не предусмотрен сертифицированной
биллинговой программой. Более того, российское законодательство его
тоже никак не прописывает. В "АКОСе" говорят, что деньги, внесенные
абонентом на свой счет в качестве оплаты за услуги связи, принадлежат
компании. Средствами абонента они могут быть признаны только после
расторжения договора об оказании услуг связи (по заявлению абонента).
После этого остаток возвращается клиенту, и лишь затем на него может
быть наложено взыскание.
"Иной порядок, по нашему мнению, противоречит основам гражданского
оборота и позволяет обращать взыскание на имущество лиц, не являющихся
должниками в исполнительном производстве. Обжалование же решения по
спору с участием ЗАО "АКОС" преследует своей целью восстановление прав
ЗАО "АКОС" как участника гражданского оборота, а также исключение
предпосылок к возникновению прецедента, способного самым негативным
образом сказаться на большинстве участников гражданского оборота и не
только операторов сотовой связи", - отметил Дмитрий Темченко.
Напомним, информация о том, что Приморский краевой суд подтвердил решение
Михайловского суда о списании суммы с мобильного счета должника,
появилась в начале прошлой недели. Это произошло впервые в российской
практике исполнительного производства. По словам судебных приставов,
закон "Об исполнительном производстве" дает им право обращать взыскание
на имущество должника, которое находится у третьих лиц.
Вместе с тем, еще два месяца назад Минкомсвязи разъяснило Федеральной службе судебных приставов (ФССП), что операторы не должны
предоставлять им информацию о счетах своих абонентов. В письме
ведомства говорилось, что Закон "О связи" относит эти сведения к
конфиденциальной информации и запрещает разглашать их кому бы то ни
было, кроме органов, которые занимаются оперативно-розыскной
деятельностью. А ФССП в перечень этих служб не входит.
Операторы связи, в свою очередь, не видят путей для сотрудничества
ни в первом, ни во втором случаях. Представители сотовых компаний
подчеркивают: лицевой счет абонента не аналогичен банковскому и не
служит для учета или хранения поступающих денег. А разглашать сведения
об абонентах им запрещает закон.
"МегаФон в своей деятельности всегда исходит из законодательных
требований. Наша задача - обеспечить надлежащую защиту персональных
данных наших абонентов. Мы не поддерживаем инициативы судебных
приставов, прямо не урегулированные законом и не отвечающие интересам
наших абонентов. Наша позиция подтверждается сложившейся судебной
практикой. МегаФон и дальше будет использовать персональные данные
абонентов только в целях исполнения заключенных с ними договоров", -
сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе Дальневосточного филиала ОАО
"МегаФон".
Точки в этом деле ждут не только приставы и операторы. Если позицию
Приморского краевого суда подтвердит Верховный суд РФ, опыт
дальневосточных исполнителей будут использовать их коллеги по всей
стране. И с мобильных счетов будут снимать задержанные алименты,
невыплаченные кредиты и, конечно же, просроченные коммунальные платежи.
В Дальэнергосбыте, которому население Приморского края на
сегодняшний день должно около 400 млн. рублей, корр. PrimaMedia
подтвердили готовность использовать любые дозволенные законодательством
формы воздействия на неплательщиков. А практика сбора неплатежей в судебном порядке у энергетиков давно налажена.
"Бесспорно, способы взыскания долгов с использованием различных
инструментов влияния на неплательщиков приведут к положительным
результатам. Такой механизм как списание сумм со счета мобильного
телефона, скорее всего, повысит платежную дисциплину среди людей,
допускающих неплатежи, но не являющихся злостными неплательщиками.
Одним словом, он может приучить вовремя оплачивать коммунальные
услуги", - говорит директор Дальэнергосбыта Вадим Мироненко.
А вот в особой экономической эффективности с точки зрения взыскания
существующих долгов директор Дальэнергосбыта сомневается: как правило,
объем задолженности за потребленную электроэнергию гораздо выше, чем
суммы на балансе счета мобильного телефона.
|