ВЛАДИВОСТОК, 1 фев - РИА Новости, Анатолий Ильюхов.
Традиционная "Неделя борьбы против удобных флагов", направленная на
защиту экипажей, работающих на иностранных судах, началась в понедельник
в портах Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР),
сообщил РИА Новости председатель Дальневосточной организации российского
профсоюза моряков (РПСМ) Николай Суханов.
На языке моряков "удобный флаг" означает, что хозяин регистрирует
судно за рубежом и платит налоги государству, предоставляющему офшорные
льготы. Экипажи судов, работающих под удобными флагами, часто не имеют
даже минимальных социальных гарантий. Однако после того, как обманутые
моряки обращаются в Международную транспортную федерацию (ITF) суда
берут под арест.
Арест судна вынуждает его владельца погашать
задолженности по зарплате экипажу.
"По решению Международной транспортной федерации, с 1 по 5 февраля в
морских портах российского Дальнего Востока и АТР пройдет традиционная
неделя борьбы против удобных флагов. Профсоюзные активисты и инспекторы
ITF встретятся с моряками судов, зарегистрированных под удобным флагом.
И, если им станут известны факты задержки зарплаты, они примут меры для
ареста судов и подачи исков в суд", - уточнил собеседник агентства.
По его словам профсоюзные активисты и инспекторы ITF во время акции
будут вести проверки в портах российского Дальнего Востока, Японии,
Республики Корея, Тайваня, Индонезии, Индии и ряда других стран АТР.
"Традиционные акции борьбы против удобных флагов - эффективная мера
борьбы с недобросовестными судовладельцами. Например, в ходе последней
такой акции осенью 2009 года российским морякам только в портах Дальнего
Востока были погашены долги по зарплате на общую сумму, превышающую 200
тысяч долларов", - сказал Суханов.
Он напомнил, что в середине декабря 2009 года Дальневосточная
организация РПСМ направила в правительство РФ предложения по
совершенствованию правил трудоустройства российских моряков на
отечественные и зарубежные суда. Меры, предлагаемые профсоюзом, помогут
предотвратить ситуации, когда моряки из РФ оказываются брошенными в
иностранных портах и не могут получить зарплату.
"Ключевое предложение профсоюза - трудоустройство российских моряков
на иностранное судно только при наличии коллективного договора между
Международной федерацией транспортных рабочих, в состав которой входит
РПСМ, и работодателем. Такой договор - это стопроцентная гарантия
ответственности судовладельца перед моряками", - сказал собеседник
агентства.
По его мнению, принятие этой поправки позволит исключить ситуации,
когда моряки не могут получить зарплату или оказываются на судах без
провизии и воды. Такой договор будет защищать российских моряков
согласно международным нормам.
"Сейчас на судах под удобными флагами работают около 45 тысяч
российских моряков. Около 90% из них защищены коллективными договорами
ITF, в основном, это моряки, работающие в крупных судоходных компаниях.
Ранее Минтранс России предложил ввести обязательное страхование
компаниями, рекрутирующими российских моряков, своевременного
финансового обеспечения репатриации членов экипажа, которые наняты при
их посредничестве", - добавил Суханов.
Он сказал, что Дальневосточный профсоюз моряков также предлагает,
чтобы компании, занимающиеся трудоустройством моряков, проверяли
надежность судовладельца в профсоюзе. Сейчас нередко круинговые компании
отправляют моряков на судно, а когда возникает проблема, заявляют, что
не могут связаться с судовладельцем.
Также профсоюз предлагает использовать единую форму трудового
договора при найме моряков.