Владимир Владимирович пообещал повысить пошлины на иномарки.
«Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем
делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам временной
график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные
тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем
повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию», -
заявил в интервью водитель желтой «Калины», за темными очками которого
зрители узнали премьера Путина.
Заявление стало полной неожиданностью и для общественности, и для
специалистов, и для чиновников. В последний раз правительство поднимало
пошлины на импорт иномарок в начале 2009 года. Как полагали в
Минпромторге и Минэкономики, такой уровень пошлин продержится до
2015-2016 годов.
Стратегия развития отечественного автопрома до 2020 года,
утвержденная правительством, которое возглавляет Путин, также не
предусматривает повышения пошлин. Больше того: в начале августа
вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявлял, что правительство
планирует рассмотреть вопрос о снижении пошлин на ввоз в Россию новых
иномарок.
Зачем повышали пошлины, понятно – лоббировали интересы определенных
лиц. «Вообще тема с «АвтоВАЗом», с поддержкой российских
автопроизводителей, с поднятием пошлин на иномарки началась еще лет
пять-семь назад, когда «АвтоВАЗ» еще не перешел «Ростехнологиям», когда
автомобильная промышленность перешла в структуры Алексея Мордашова и
Олега Дерипаски. Они были заинтересованы в том, чтобы поднять стоимость
своих активов. Началась эта кампания по повышению пошлин на иномарки.
Есть даже особые специальные экономические расчеты, которые показывают
зависимость: как после повышения пошлины на иномарки вырастает стоимость
активов российских производителей», - говорит Павел Толстых,
Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.
Повышением пошлин власть добилась своего: ввозить автомобили стало
невыгодно. «По данным Минэкономразвития, импорт легковых автомобилей в
возрасте до 5 лет за время действия пошлин снизился в 30 раз. В первом
квартале текущего года их доля на рынке составила всего 2,4%», - говорит
замначальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая.
Повысив стоимость активов некоторых бизнесменов, государство
одновременно понизило уровень жизни на Дальнем Востоке. «Предыдущее
увеличение пошлин на иномарки лишило многих дальневосточников работы.
Люди, которые были заняты импортом, ремонтом и сбытом японских и
корейских машин, фактически остались без средств к существованию. Не
случайно миграция из этого региона выросла в 2,5 раза за период действия
повышенных импортных пошлин», – отмечает руководитель «Общества защиты
прав автомобилистов» Сергей Канаев.
И если предыдущее повышение пошлин еще и можно было объяснить
экономическими причинами, то зачем повышать их теперь? Доля ввозимых в
страну поддержанных иномарок совсем невелика, значит, дело не в
экономике.
Складывается ощущение, что таким шагом власть хочет наказать
непокорные регионы (это Приморский край и Калинградская область) за то,
что посмели не согласиться с «центром».
Напрашиваются любопытные исторические параллели. Не все у нас в
стране знают, что Московия как княжество возвысилось во времена
татаро-монгольского ига. Центром Руси московское княжество сделал Иван
Калита, который предложил хану свои услуги по сбору дани («ясака») с
русских земель. Хан выдал ему ярлык, и князь стал собирать ясак.
За эти услуги Орда не нападала на Московию, позволяя ей богатеть и развиваться.
Московия не просто собирала дань, но и вместе с татаро-монголами
участвовала в наказании непокорных. Например, в 1228 году Тверь
неожиданно устроила мятеж Орде. За это Иван Калита совместно с
татаро-монголами разгромил Тверь.
….Прошли столетия. Многое поменялось, но не изменилась психология
власти. Она по-прежнему требует дани в виде пошлин, необоснованных
коммунальных тарифов, завышенных цен на продукты со своего населения.
Непокорные же будут сурово наказаны. Их просто раздавят: пусть не Калитой, так «Калиной».