Зарплата высших менеджеров предприятия в 10-20 раз
превышает месячный заработок рядовых работников
Около 50 исков от
заводчан арсеньевского авиастроительного предприятия ААК «Прогресс»
находятся в городском и краевом судах. Предмет тяжбы между
администрацией и заводчанами, поддерживаемыми профсоюзом предприятия и
Федерацией профсоюзов Приморского края, - больной вопрос о повышении
оплаты труда.
Как рассказал корреспонденту РИА «Дейта»
председатель профкома ОАО ААК «Прогресс» Юрий КЛИМОВИЧ, в конце прошлого
года 29 работников завода обратились с исками в городской суд,
потребовав от работодателя произвести доплаты за прошлый год согласно
тарифно-окладному соглашению между профсоюзом и администрацией
предприятия, заключенному 19 февраля 2009 года. Другие требования -
произвести индексацию оплаты труда, установить тарифы и оклады согласно
ТОСу-2009 (тарифно-окладному соглашению), установить минимальный размер
оплаты труда на уровне прожиточного минимума, принятого в Приморье - 6,8
тыс. руб. Городской суд решением от 22 декабря отказал работникам
завода в удовлетворении исков, посчитав их необоснованными. Тогда часть
рабочих обратилась с апелляциями в краевой суд, требуя отменить решение
арсеньевского городского суда. 9 февраля этого года судебная коллегия по
гражданским делам Приморского краевого суда рассмотрела жалобы
прогрессовцев и отменила решение арсеньевского суда, направив дело на
новое рассмотрение в новом составе городского суда. Краевой суд
подтвердил, что ТОС-2009 на «Прогрессе» существует, и действительно был
подписан работодателем и профсоюзом 19 февраля прошлого года. Это важный
момент, так как администрация предприятия уверяла, что ТОС-2009 в
прошлом году заключить не удалось. Пока, как сообщил Климович, городской
суд вторично дела заводчан против работодателя не рассмотрел. Интересы
заводчан в судах представляют председатель профкома «Прогресса» Юрий
Климович и юрист ФППК Лариса БЕЛОВА.
Зарплату на «Прогрессе», как
сообщили в профкоме предприятия, до сих пор платят, исходя из тарифов и
окладов, принятых в 2007 г. Каждый работник предприятия в итоге
недополучил за прошлый год в соответствии с ТОСом-2009 от 50 до 150 тыс.
руб. Средняя зарплата на заводе, выпускающем знаменитые «Черные акулы» и
«Аллигаторы», составила по итогам прошлого года 13,7 тыс. руб. - это
самый низкий уровень среди отраслевых предприятий, входящих, как и
«Прогресс», в вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России». Средняя
зарплата на предприятиях холдинга - 25 тыс. руб. А кое-где - даже 36
тыс. Рабочие «Прогресса» получают фактически по два прожиточных минимума
в месяц. В то время как их коллеги на заводе в Казани - по 5,2
прожиточных минимума - около 20 тыс. руб. в месяц. Чтобы выжить,
прогрессовцы вынуждены трудиться сверхурочно, браться за смежные работы.
Между тем, по данным профкома «Прогресса», зарплата высших менеджеров
предприятия в 10-20 раз превышает месячный заработок рядовых работников.
В
этом году работникам «Прогресса» - а всего здесь занято около 5 тыс.
человек - продолжают платить зарплату по тарифам 2007 года.
«Администрация предприятия утверждает, что зарплата понемногу растет, но
растет она за счет оплаты в основном сверхурочного труда, выплаты
разовых премий,- отметил Юрий Климович.- А следует организовать труд
так, чтобы сверхурочных работ не было.» Новое тарифно-окладное
соглашение на этот год между профкомом и администрацией еще не
заключено: администрация предприятия предложила взять за основу ТОС-2007
и поднять тарифы и оклады на 5-10%. А профсоюз - за то, чтобы взять за
основу ТОС-2009 и поднять тарифы и оклады на 30%. А для начала - за что,
чтобы ввести в действие ТОС-2009, то есть доплатить работникам, что они
не дополучили за прошлый год, проиндексировать зарплату за 2007-2009 г.
В свою очередь пресс-служба «Прогресса» еще в
декабре, когда судебная эпопея только началась, выражая точку зрения
администрации предприятия в одной из арсеньевских газет, заявила, что
«Прогресс» может стать агрегатной площадкой, если мол, резко поднять
всем зарплату. Только за 9 месяцев 2009 г. разница в окладах и тарифах
применительно ко всему коллективу предприятия составит около 200 млн
руб. В случае принятия судом решения по выплате истцам указанной разницы
на заводе сложится тяжелая финансовая ситуация: деньги по искам будут
взяты из фонда оплаты труда. 200 млн руб. - это квартальная зарплата
работников авиакомпании. Чтобы компенсировать эти затраты, возможно,
придется уволить не менее 1000 человек, так как платить им будет нечем.
Этого может оказаться достаточно, чтобы завод сорвал выполнение
государственного оборонного заказа. Срыв заказа повлечет штрафные
санкции в отношении предприятия, государство потребует вернуть ранее
выданные авансы, начнутся массовые увольнения. В целом может случиться
так, что ввиду резкого падения рентабельности производства государство
прекратит на «Прогрессе» серийное производство оборонной продукции, тех
же ракет и «Аллигаторов», передав их сборку предприятиям европейской
части страны. А «Прогресс» сделают агрегатным производством. Такая
попытка уже предпринималась, и лишь благодаря аргументации руководства
предприятия завод сохранен как серийно-сборочное производство. А
агрегатный завод - это всего лишь 1000 работников, рост безработицы и
падение налогов в местный бюджет...
Кстати, председатель профкома
Ю.Климович заметил, что 5 тыс. человек - это именно та численность
персонала, которая сегодня, при нынешней технологии, необходима
предприятию, чтобы выполнить госзаказ. И без смены технологий на более
прогрессивные просто так уволить 1000 человек нереально. Сегодня
холдингом «Вертолеты России» принята программа дальнейшего развития
завода «Прогресс», которая предусматривает создание на базе предприятия
центра по выпуску продукции, получаемой методом литья под высоким
давлением, которая будет производиться для всех вертолетостроительных
предприятий России. Это означает создание дополнительных мощностей,
которые, как отметил Юрий Климович, могут потребовать привлечения новых
рабочих рук. Фактически уже создается новый мощный цех: под него выбрана
площадка, заложен фундамент, начинается монтаж оборудования.
Предприятие сохранило за собой право на производство боевых вертолетов
Ка-50, Ка-52, новых вертолетов Ка-60 и Ка-62, то есть сохранило и статус
авиационного завода.