Российский автопром продолжает деградировать
09:17, 14.12.2009 | В России
Отечественные автомобили встречаются на дорогах страны все реже
Несмотря
на то что за последнее десятилетие российский автопром прирастал в
основном за счет сборки импортных авто, отечественный автопром все же
худо-бедно продолжал существовать. Основные вехи его развития (или
деградации?) можно посчитать по пальцам. Начнем с Нижнего
Новгорода. Здесь когда-то выпускался "советский "мерседес" -
чиновническая "Волга", не брезговали ею и спортсмены, и артисты, и даже
бароны преступного мира. Ныне желающие могут приобрести себе настоящий
Mercedes. А что "Волга"? Ее на протяжении последних лет
модернизировали, модернизировали и, видимо, "домодернизировали"
окончательно: на российских дорогах она еще встречается, а вот на
заводском конвейере найти ее можно с большим трудом. Ситуация с
забытой мечтой всех советских автолюбителей так толком и не понятна. На
ГАЗе еще в прошлом году заявляли, что, скорее всего, выпуск
классических "Волг" будет прекращен. Потом поправляли сами себя, и, как
заявил год назад Сергей Занозин, глава правления группы "ГАЗ":
"Количество почитателей "Волги" как автореликвии растет". В общем,
официально "Волга" ныне производится (модель ГАЗ-31105 и ее
модификации, а также ГАЗ-3102) малыми партиями "под заказ клиентов". Был
у ГАЗа и свой громкий проект: Volga Siber. Уж сколько было восторгов по
этому поводу. Несколько лет морем везли в Нижний целый автозавод из
самой Америки, закапывались в документации и монтировали его на
российской земле. Готовую машину "принимал" сам премьер Путин. Но чуда
не призошло. За десять месяцев текущего года была произведена капля -
всего 1,5 тыс. автомобилей, причем подавляющее большинство - по
госзаказу. Главный покупатель - народ - в "новую "Волгу" не поверил,
как не верит в большинстве своем в российский автопром в целом.
Собственно, не верят в Siber теперь уж и на самом ГАЗе: производство
авто должно было быть свернуто, когда Сбербанк купит для Нижнего целый
Opel. Однако "сделка века" сорвалась, и решено потихоньку производить
Volga Siber "в соответствии с требованиями рынка". Все российские модели XXI века 2000 - ГАЗ-3111
2002 - снята с производства модель ГАЗ-3111
2004 - UAZ Hunter (модернизация УАЗ-469)
2004 - Lada Kalina седан
2004 - ГАЗ-31105 (модернизация ГАЗ-3110)
2005 - UAZ Patriot
2006 - Lada Kalina хэтчбек
2007 - Lada Priora седан (модернизация ВАЗ-2110)
2007 - Lada Kalina универсал
2008 - Lada Priora хэтчбек
2008 - Volga Siber
2008 - UAZ Pickup
2009 - снята с производства "Ока"
2009 - Lada Priora универсал Ситуацию
с газовскими легковушками скрашивает разве что положение дел в сегменте
коммерческих авто. Хотя и здесь не обходится без традиционной для наших
автопроизводителей путаницы. Не так давно на ГАЗе собирались снять с
конвейера старушку "Газель", которая верой и правдой служит отечеству с
1994 года. Ее ругали, ей были недовольны, но на ней ездили и ездят.
Заводчане собирались заменить ее на более современную модель (правда,
не уточнялось какую). Однако недавно все тот же господин Занозин
сообщил журналистам, что грузовичок и производные от него модели
хоронить рано. На заводе провели модернизацию автомобиля, обнаружили и
устранили в нем 120 недостатков, и с февраля 2010 года новая "Газель",
которая, естественно, "только внешне будет похожа на предшественницу",
пойдет в серию. Главным событием российского автопрома за
минувшие десять лет, стало, конечно, освоение выпуска новых моделей
автомобилей на АвтоВАЗе. В 2004 году с конвейера сошли первые седаны
Lada Kalina (разработка их началась еще в 1993 году). В 2006-м появился
хэтчбек. Следующий, 2007 год был ознаменован началом производства этих
машин с новым двигателем (16-клапанным, объемом 1,4 л) и с АБС. В этом
же году увидел свет универсал. С середины 2008 года выпускается также
хэтчбек Lada Kalina Sport. Интересный факт - автомобили Lada Kalina,
которые поставляются в Финляндию, имеют экспортное название Lada 119,
поскольку слово Kalina на финском языке обозначает "стук", "треск",
"грохот" и "дребезжание". В 2007 году премьер-министр (тогда еще
президент) Путин разогнался на Lada Kalina, по его собственным словам,
до 120 км/ч. Дело было на испытательном треке завода. В 2007 году
с конвейера сошли и первые седаны Lada Priora. В отличие от Kalina,
которая хоть и очень долго разрабатывалась, но все же стала абсолютно
новой моделью, Priora - это модернизированная "десятка" ВАЗ-2110.
Хэтчбек Priora пошел в серию в 2008-м, а универсал - в мае 2009 года.
Есть еще модель Priora CNG - автомобиль, способный использовать в
качестве топлива природный газ (бензин тоже, но как вспомогательное
топливо). Но она пока не выпускается серийно. Кроме новинок
АвтоВАЗ продолжал и продолжает производить модели "старшего" поколения:
Lada 110, Lada Samara, Lada 4x4 ("Нива") и даже "пятерку" с "семеркой".
В этом году с конвейера в Тольятти сходит на 65% автомобилей меньше,
чем а прошлом. Сколько еще протянет убыточный завод - черная дыра в
российском бюджете - вот, пожалуй, главный вопрос наших дней. Есть
мнение, что даже приход Renault вряд ли сможет помочь заводу. В
августе 2005 года новой моделью обзавелся Ульяновский завод. Это
событие совсем из ряда вон выходящее, потому как новых моделей УАЗ не
видел уже несколько десятков лет. УАЗ-469 (он же Hunter с 2004 года)
был разработан в 1964-м (45 лет назад), а в серию пошел только в
1972-м. С тех пор ни одна из многочисленных разработок ульяновских
инженеров до конвейера так и не дошла. И вот только теперь у нас есть
UAZ Patriot (модель 3163) - тот самый танк, который не боится грязи.
Уже под управлением группы Sollers в 2008-м страна получила в свое
распоряжение коммерческий пикап UAZ Cargo на базе модели 3163, с
удлиненной до 3000 мм колесной базой, короткой двухместной кабиной и
трехбортовой платформой. UAZ Pickup со сдвоенной кабиной тоже увидел
свет в 2008 году. В Набережных Челнах продолжают выпускать
грузовики. По-настоящему новая кабина для них появилась в 2009-м, но не
это главное для завода и для страны. Начиная с 2000 года команда
"КамАЗ-Мастер" семь раз выигрывала ралли "Дакар"! КамАЗ даже может
продать всем желающим спортивный грузовик (КамАЗ-4911) из своего
длинного модельного ряда. С городом Набережные Челны неизменно
ассоциируются не только грузовики КамАЗ, но и малютка "Ока" - легковой
автомобиль класса А (мини-авто). Машина производилась здесь (а также на
заводе в Серпухове) до 2005 года. В 2006-м КамАЗ прекратил выпуск
микролитражки "Ока" - простой доступной машины - одного из самых
дешевых автомобилей в мире. Производство сфокусировали в Московской
области, где авто выпускалось с китайским трехцилиндровым инжекторным
двигателем объемом один литр. Однако с января 2009 года СеАЗ остановил
производство "Оки" в связи с ее нерентабельностью. Возобновление
выпуска единственного отечественного микролитражного автомобиля не
планируется. Завод имени Лихачева в Москве пока жив, хотя слухи о
его смерти курсировали на протяжении всего прошедшего десятилетия.
Зиловские "Бычки" (модель 5301) - малотоннажные грузовики, которые
начали производить еще в 1994 году, явно не выдержали конкуренции с
"Газелью" и "Валдаем" ГАЗ-3310. То же самое можно сказать о малых и
микроавтобусах и некоторых других авто на базе "Бычка". Прибавьте сюда
еще заграничных конкурентов... С 2005 года планируется и постоянно
переносится запуск в серию нового семейства небольших грузовиков
"Тапир". Сегодня конвейер ЗИЛа работает три дня в неделю. По данным
"АСМ-Холдинга", за девять месяцев этого года на ЗИЛе было выпущено
всего 1287 грузовых машин. В апреле 2009 года было подписано соглашение
между Минским автозаводом и ЗИЛом о начале в 2010-м сборки на
московских мощностях грузовиков МАЗ. А еще этой осенью московское
правительство привозило на ЗИЛ делегацию Porsche Engineering -
инжинирингового подразделения Porsche. Увы, собирать на ЗИЛе Porsche
никто не собирается (а жаль - было бы интересно!). "Porsche лишь
посмотрит, чем компания могла бы помочь ЗИЛу в области инжиниринга,
разработки узлов или агрегатов", - сообщают в московском правительстве.
|