У японцев, американцев и европейцев все это
качественнее и стоит дешевле
В России некомпетентность и коррупция ведут к
удорожанию строительства и сопутствующих материалов
Некомпетентность участников торгов и часто возникающая
коррупционная составляющая ведут к удорожанию строительства в РФ,
рассказал президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев.
Премьер-министр РФ Владимир Путин раскритиковал
чиновников, отвечающих за формирование цен в строительстве, и
потребовал, чтобы принципы ценообразования в отрасли приводили не к
повышению, а к снижению стоимости и к сокращению бюджетных расходов.
По словам Путина, предварительный анализ показал, что строительные работы в РФ
зачастую стоят дороже, чем в Европе, что трудно объяснить, учитывая, что
в России ниже заработная плата, дешевле материалы и электроэнергия.
Как отметил глава РСС, фактов, когда стоимость строительства
стремительно растет, очень много. По его мнению, причина в том, что все
участники безответственно
подходят к расчетам сметной стоимости работ. На первом этапе -
желание любым путем выиграть тендер. Этому способствует ФЗ-94 ("О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд), в который "нужно срочно
вносить изменения".
Как сообщает РИА "Новости", в
России завышенный расход металла на квадратный метр, а есть зарубежные
технологии, которые позволяют резко сокращать расходы, но необходимо
принимать ряд конкретных мер. "Но уходит время на согласование, и
процедура изменения проектов невероятно сложна, поэтому зачастую
практически невозможно принять ряд обновленных решений", - уточнил глава
РСС, добавив, что, кроме того, необходимо ускорить адаптацию
существующих норм к современным требованиями - это касается технического
регулирования.
Проектная экспертиза должна проходить "строго, быстро и четко", а
сейчас идет медленно и без альтернативы.
Так же необходимо в срочном порядке приравнять негосударственную
экспертизу к государственной, за исключением особо опасных объектов,
экспертиза которых проводится на самом высоком уровне, считает глава
РСС.
На квадратный метр
строительства жилого дома в РФ используется 80-90 килограмм металла и
0,8-0,9 кубических метра бетона, однако есть технологии, которые
позволяют значительно снизить эти нормативы. Но их применение "настолько
замедленное, что ведет к удорожанию".
В Китае за девять дней строится столько дорог, сколько в России за
год. При этом проектный срок службы дорог в Европе - 30-60 лет, а у нас -
три-четыре года.
На один километр дороги у нас уходит 514 миллионов рублей - в 2,9
раза больше, чем в Евросоюзе и в 6 раз больше, чем в Китае. Затраты
энергоресурсов на единицу ВВП у нас больше, чем в США, в 2 раза, в
Европе - в 3 раза, в Японии - в 3,7 раз.
Производительность в строительстве в РФ отстает от самых передовых
стран в 18 раз, от других - в среднем 6 раз.
Отметим, что победа в тендерах и конкурсах неоднократно
сопровождается разными скандалами и перерастает в судебные
разбирательства. Многие руководители компаний, убедительно просившие не
называть ни имен, ни самих компаний, на вопрос "Почему не принимаете
участие в конкурсах и тендерах на выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд?" машут рукой и безысходно
отвечают: "Победитель известен за ранее, зачем тратить нервы и деньги на
проигрышный результат".
Напомним, что РИА "Ежедневные новости Владивостока" недавно писало о
том, как десять строительных компаний просто не были допущены к участие в
аукционе по капитальному строительству, проводимому отделом
муниципального заказа администрации конкурсу в ЗАТО Большой Камень. В
настоящее время заявления отверженных участников аукциона находятся на
рассмотрении в прокуратуре и антимонопольной службе.
Кстати, в 2009 году в Приморское УФАС поступило 470 жалоб, 179 из
которых оставлены без рассмотрения, 291 жалоба рассмотрена, из них 132
признаны обоснованными.
Максим Белобородов, заместитель начальника Приморского УФАС
России, видит две основные причины такой тенденции: ухудшение
экономической ситуации в крае, связанной с переходом исполнителей
контрактов с коммерческого рынка на рынок государственных и
муниципальных заказов, а также повышение юридической грамотности
населения, использующего представленные Законом возможности выражения
несогласия действиями заказчика, комиссии.
Следует заметить, что сильно изменился характер допускаемых
нарушений данного Закона. Если в 2006-2008 годах большинство нарушений
допускалось по незнанию Закона и связаны с отсутствием
правоприменительной практики, то с 2009 года в действиях заказчиков и
комиссий стали появляться элементы умышленных действий, связанных с
отклонением (ограничением) числа участников размещения заказов.
|