Затраты бюджета на дорожное
покрытие, по крайней мере, вызывают сомнения
Как сообщает «Приморская
газета», впервые асфальтовое покрытие в России положили в 1876 году.
Городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение
эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия, и на Тверской
улице построили несколько участков из нового материала.
Спустя
134 года в наше время мэрия Владивостока ежегодно ассигнует десятки и
сотни миллионов рублей на ремонт дорог, но асфальтовое покрытие
разрушается за несколько месяцев, на центральных улицах зияют дыры, и
город замирает в автомобильных пробках.
Редакция «Приморской
газеты» начинает акцию «Не пройти — не проехать», в рамках которой
принимаются все сообщения читателей об адресах, где требуется срочный
ремонт дороги. Редакция надеется, что публикации этих материалов изменят
ситуацию на дорогах Владивостока.
Информация
принимается по адресу: г. Владивосток, Партизанский проспект, 2 А, каб.
412. E-mail: primgazeta@mail.ru
Не главный проспект
Океанский проспект
пристойно выглядит только в районе от Покровского парка до площади
Борцам за власть Советов. Но если рискнуть проехать до остановки
«Дальпресс», понимание совершенной ошибки приходит немедленно.
Перекресток двух проспектов, Океанского и Красного Знамени, представляет
собой набор ям различного диаметра, глубины и давности. Водитель
автомобиля, выезжающего с Тополиной аллеи (второстепенной дороги для
этого участка) вынужден больше внимания уделять тому, куда попадет
колесо его авто, нежели машинам, идущим по главной полосе с обеих
сторон. Если продвинуться чуть дальше, то несложно будет заметить следы
разумной деятельности человека: рытвины на дороге пытались облагородить,
немало потрудившись над приданием им правильной формы. В этом месте
(район пешеходного перехода напротив «Гипермаркета») дорога — сплошная
яма, которую с трудом преодолевают не только машины, но и люди. Причем
делают они это поспешно, поскольку автомобили, ныряя колесами в ямы,
наполненные дождевой водой, поднимают такие тучи брызг, что
произведенному эффекту мог бы позавидовать любой постановщик батальных
сцен. Судя по отвалившимся колесным колпакам, автомобилисты тоже несут
потери.
От Первой Речки до Некрасовской — пробка. Причиной
является, мягко выражаясь, неровность дороги или практически полное ее
отсутствие в центре проезжей части, в районе трамвайных путей. Здесь
нетрудно отметить лишь следы подготовки к дорожным работам, а не саму
работу по восстановлению дорожного полотна. Повернув дважды направо с
Океанского проспекта под мостом, выезжаем на Некрасовский путепровод.
Картина такая, что глаза и прочие части тела отдыхают! Дорожное покрытие
почти ровное. Впрочем, странно было бы ожидать увидеть колдобины и
рытвины здесь, на центральной трассе, по которой возят на стройки АТЭС
московских чиновников. Они-то должны видеть и чувствовать, что бюджетные
средства используются по назначению.
![](http://files.deita.ru/gallery/ddd2.jpg)
Но
если чуть-чуть свернуть с этой столбовой дороги, картина меняется
кардинально! Причем это не Тмутаракань придомовых территорий, где-нибудь
в районе Чуркина, а практически центр города — район ТЦ «Искра». Здесь
реальность просто «плещет» грязной дождевой водой в лобовое стекло.
Перекресток проспекта 100 лет Владивостоку с улицей Ильичева (близ
районной администрации, между прочим!) — образец того, как не должна
выглядеть дорога. Становится понятным, отчего горожане предпочитают
внедорожники. Даже «вэдэшные» джипы с трудом выбираются из ям, до краев
залитых водой.
Едем на Снеговую. Возле популярного автомобильного
рынка — столпотворение машин. Причина — в огромной яме. Объехать ее
можно двумя путями: по «встречке» либо по узенькому перешейку близ
обочины. Малолитражки, благодаря габаритам, худо-бедно просачиваются,
грузовики вязнут левым колесом, создавая затор, который, впрочем, не
идет ни в какое сравнение с пробкой, образующейся в районе Снеговой,
сразу после таксопарка, и не рассасывающейся круглые сутки по той же
причине. Медленно и печально продвигаемся до поворота на Тещин язык. А,
так вот в чем дело! Огромная яма, вернее ров, разрубает дорогу надвое. С
точки зрения фортификации все выполнено безупречно. Так прямо и
вспоминается строка из песни: «У нас кладут асфальт местами и немного,
чтоб всякий оккупант на подступах увяз…» Да, в случае непредвиденной
атаки противника мы защищены. В случае войны самый захудалый
артиллерийский расчет в этом месте сможет задержать мощную
механизированную колонну врага. Правда, и городские автомобилисты
вынуждены притормаживать перед естественно-искусственным препятствием и
торчать в громадной пробке.
![](http://files.deita.ru/gallery/ddd4.jpg)
После
железнодорожного переезда (лучше сказать переправы) поворачиваем в
сторону Жигура. Картина практически не меняется — ямы, щебень,
широченные щели. Но они выглядят просто пасторалью после всего
увиденного в районе Молокозавода, а точнее напротив дома № 48 по улице
Жигура. Здесь как в анекдоте: «денег нет и денег нет вообще». Дороги
нет, а может ее просто не видно под слоем жидкой грязи, скопившейся в
многочисленных мелких и не менее многочисленных крупных выбоинах.
Автомобили, даже самые крутые, уважительно притормаживают — кто его
знает, что там, на дне этих искусственных водоемов?
Выбираемся на
улицу Котельникова. Вновь до боли знакомая картина — плотный
автомобильный поток медленно движется в сторону 3-й Рабочей, но вдруг
резко распадается, и машины свободно уходят вперед. Понятно, проехали
«неровности» — несколько аккуратных, словно выбитых шрапнелью, ямок по
всей ширине дороги.
Путешествие получилось увлекательным, на
редкость познавательным и крайне полезным с точки зрения сбора
«информации к размышлению». Мы проехали не по самым главным дорогам, но
едва ли с таким определением согласятся тысячи водителей, вынужденных
ездить по ним ежедневно в течение многих лет.
…и дождь
смывает весь… асфальт
Еще один разговор, темой которого
были те же Владивостокские дороги, состоялся в ходе проведения круглого
стола в рамках III Приморского строительного форума, организатором
которого выступило приморское представительство Ассоциации строителей
России. В обсуждении приняли участие представители строительных и
проектных организаций, органов муниципального управления, представитель
Приморгидромета, СМИ.
По словам одного из докладчиков, Николая
Матвиенко, представителя приморского отделения Ассоциации строителей
России, обилие осадков, значительные объемы их пикового выпадения в
сочетании с холмистым рельефом местности приводят к интенсивной эрозии
почв, особенно в зонах городской застройки, лишенных естественного
растительного покрова. Строительство сопровождается определенными
земляными работами, вертикальной планировкой, в результате чего верхний
растительный слой уничтожается. Его способность к удержанию воды
нарушается, и вода благополучно идет по открытому верху. В результате
после дождя наши дороги являются наглядным пособием полезных ископаемых,
которые есть на территории городского округа. По оценке ученых
Института биологии моря ДВО РАН, ежегодно в акваторию залива Петра
Великого, прилегающую непосредственно к границе Владивостокского
городского округа, ливневые воды выносят свыше 20 миллионов тонн
различных загрязнений.
![](http://files.deita.ru/gallery/ddd5.jpg)
Кстати, проектные решения создания ливневой канализации не являются
чем-то особенным, они предусмотрены и в генплане Владивостока.
Только на нормализацию ситуации в долинах рек Объяснения и Второй речки
необходимо около 3 млрд. рублей, и эта сумма вполне реальна. Но ни у
администрации Владивостока, ни у МУП «Водоканал» нет средств на это. И в
то же время ежегодно в краевом центре порядка 300 миллионов рублей
расходуется на ремонт и восстановление дорожного полотна, которое уже
через несколько месяцев разрушается из-за отсутствия системы ливневой
канализации.
В
общем, круглый стол оптимизма нам не прибавил. Чтобы кардинально
изменить качество дорог, нужно заниматься ливневой канализацией. Вот, к
слову сказать, еще один аргумент для мэрии, чтобы отложить ремонт дорог в
долгий ящик. А чего их ремонтировать, все равно асфальт смоет в Золотой
рог …
Всем крышкам крышка
Говорят, в
России есть две извечные проблемы. А во Владивостоке их три. Две — те же
самые, что и по всей стране, а третья — люки.
Возможность сдать
крышки от канализационных люков в металлолом остается главной причиной
их кражи. Еще свежо воспоминание о четырехлетнем малыше, провалившемся в
один из таких люков в районе Некрасовской.
Глава администрации
Владивостока лично присутствовал на месте трагедии во время спасения
мальчика. Много говорилось о том, что специалисты коммунальных служб
провели проверку состояния люков в городе и нашли 29 открытых колодцев
без крышек и ливневых решёток. Позже, по сообщениям пресс-службы мэрии,
на всех объектах были приняты меры безопасности — участки огорожены,
отмечены опознавательными знаками. Началась работа по установке крышек
антивандальных люков и решеток ливневой канализации.
Еще в марте,
после того как малыш упал в открытый люк, бывший заместитель главы
администрации Владивостока Владимир Шеянов сообщил одной из местных
телекомпаний, что для ремонтных работ закуплено порядка 100
антивандальных люков, которые в настоящий момент готовят к монтажу на
дорогах города. Конструкции эти не из дешевых. Например, в прошлом году
мэрия закупила 106 таких сооружений по цене 21 тысяча рублей за один
люк.
Корреспонденты «Приморской газеты» решили проверить эту
информацию. Для начала отправились на место падения малыша в районе
остановки «Гостинки» по улице Некрасовской. Как видно на фото,
«антивандальный люк», установленный в спешке, выглядит весьма
неприглядно. А главное возникают большие сомнения по поводу его реальной
стоимости.
"Антивандальная
конструкция",
установленная на месте трагедии
Что же такое настоящий антивандальный люк? Менеджер компании
«Подземстрой УГПТС» Александр Евгеньевич рассказал об их устройстве и
реальной стоимости:
— Металлические антивандальные люки бывают
нескольких типов: на шарнирах, на замке или и то и другое вместе — на
шарнирах и на замке. При установке люка требуется участие специальной
техники, иногда их укладывают в бетон или в асфальт у основания. У нас
вы можете приобрести антивандальный люк, цена которого будет зависеть от
его вида. Например, есть легкие люки для пешеходной зоны, тротуаров.
Они обойдутся в 3350 рублей, есть средние — за 4020 рублей (для стоянок и
мест, где возможен проезд транспорта) и тяжелые люки для проезжей
части. Цена одного такого люка — до 4500 рублей.
Мы обзвонили
также несколько других фирм, и оказалось, что легкий металлопластиковый
люк стоит 2680 рублей, самый дорогой тяжелый люк обойдется в 4550
рублей. Что касается установки, то в ООО «Интенсифик-ДВ» (компания,
которая осуществляет строительно-монтажные работы) сообщили, что
максимальный прайс установки одного люка составит 6500 рублей.
Таким образом, выясняется, что по рыночным ценам
для розничного покупателя установка люка обойдется в среднем от 9 до 11
тысяч рублей. Уточнить информацию о стоимости антивандальных люков и
затратах на их установку мы пытались и в различных инстанциях городской
администрации, но, надо признаться, тщетно. Информация оказалась
засекреченной.
ПэрисХилтон —о проблемах Владивостокских
дорог…
Более 330 млн рублей необходимо городу
Владивостоку, чтобы дороги не зияли дырами, а дорожная разметка была
видна и пешеходам, и автомобилистам. Пока же бюджет города располагает
суммой, почти в 3 раза меньше обозначенной. Об этом заявил мэр Игорь
Пушкарев на встрече с депутатами по поводу празднования 150-летия
города.
— Мы сделали обследование дорог и посчитали, что нам
необходима сумма в 331 млн рублей, а пока есть только 131 млн рублей, —
уточнил И. С. Пушкарев. — Плюс ко всему 300 млн рублей, которые нам
де-юре дали в июле прошлого года, а фактически они были переведены на
счета только 5 ноября, как раз после первого большого снегопада. Но к
тому времени дорожники уже зашли на объекты. Те, кто смог работать под
честное слово, сделали работ на 177 млн рублей, а сумма в 123 млн так и
осталась неосвоенной и была возвращена в краевой бюджет. Нам обещали,
что эти средства вернут назад в этом году, но пока все находится на
стадии переписки... Можно, конечно, снять 90 млн рублей со строки
«Детские сады», но тогда их вообще никто не будет строить, можно не
платить шесть месяцев зарплату учителям и врачам. Это будет 2 млрд. Но
что потом будем делать? — вопрошает мэр.
![](http://files.deita.ru/gallery/DSC_0117.jpg)
Пока мэрия сетует по поводу недостатка средств, во Владивостоке за
ремонт дорог взялись сами горожане. Автомобилисты Владивостока,
возмущенные плохим состоянием дорог, на свои деньги провели
показательный дорожный ремонт, заасфальтировав два поврежденных участка
на углу улиц Светланской и Луговой.
За несколько часов они
собрали около 12 тысяч рублей, благодаря объявлениям, размещенным на
уличных столбах и подъездах, а также в Интернете. По словам участников
акции, для ремонта они применили специальный асфальт, который можно
укладывать при любой температуре и в любую погоду. Такой асфальт стоит
дороже обычного, но намного дольше сохраняет свои свойства, рассказали
волонтеры.
Кроме того, рядом с этой ямой автолюбители
отремонтировали еще одну, но по обычной технологии — в нее уложили
щебенку и покрыли слоем асфальта. Вместе со щебенкой в эту яму положили
деньги, что по замыслу организаторов акции символизирует действия мэрии
Владивостока, которая «выбрасывает деньги налогоплательщиков на ветер,
проводя некачественный ремонт дорог».
Один из участников акции
Сергей Муравский сообщил, что яма была около 9 квадратных метров и в
некоторых местах достигала глубины 30 сантиметров. Внушительный объем.
Ушло на все это 50 мешков асфальта.
![](http://files.deita.ru/gallery/ddd3.jpg)
Напоследок еще раз о цифрах: о трехстах миллионах, которых у мэрии нет. О
45 миллионах, которые выделены на восстановление аварийных участков
дорог. И о 12 тясячах, которые понадобились волонтерам для ремонта
конкретного участка дороги на пересечении Луговой и Светланской. 12
тысяч рублей. Это, и есть реальные расценки. Потому что народ собрался
не попиариться и не деньги зарыть, а совершенно конкретно и качественно
отремонтировать кусок проезжей части. Так может если таким же образом
потратить 45 миллионов рублей и при этом не завышать расценки, не
переплачивать нужным фирмам, а просто положить нужное количество
асфальта не самой дешевой марки в дорожные ямы и колдобины, ситуация с
дорогами изменится, и мы перестанем говорить о дорожном коллапсе
приморской столицы? И заоблачные триста миллионов искать не придется.
Ремонт дорог автолюбителями за свой счет стал едва ли не самым
обсуждаемым событием в городе, а также за его пределами. Один из
участников передачи на первом канале «ПрожекторПэрисХилтон» пошутил о
том, что раз общественность Владивостока выполняет работу мэрии, то люди
могут управлять городом и сами. Как известно, в каждой шутке есть доля
шутки. Все остальное — правда.
Вадим Лавров, Анна Завадская,
"Приморская газета"
фото Игоря Онучина